Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 131 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 3-5-7-9, лит.А

Телефон

8(812)316-34-44

8-921-303-24-89

Факс 8(812)316-34-44

Эл. почта dou131@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ детский сад № 131 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 3-5-7-9, лит.А, пом.71-н,72-н,73-н,7н

190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 27/21, лит.А, пом. 2-Н 
Телефон/факс: (812)316-34-44, 8-921-303-24-89 
Эл. почта: dou131@adm-edu.spb.ru, flen_05@mail.ru 

 

 

 

Часто задаваемые вопросы

Разъяснения по вопросу обращения родителей в детский сад за ребёнком позже установленного времени.

Отношения между ГБДОУ детский сад №131 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга  и родителями в соответствии со   статьёй 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулируются Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее – Договор об образовании). Таким образом, права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются вышеназванным Федеральным законом, иными федеральными законами, и договором об образовании. Согласно пункту 2.4.5. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны обеспечить посещение Воспитанником образовательной организации согласно правилам внутреннего распорядка и забрать ребенка из образовательной организации до 19.00. Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации (далее – Правила), осуществляющей образовательную деятельность. Согласно пункту 2.4.1. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны соблюдать требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов  детского сада. Согласно пункту 1.6 Договора об образовании Учреждение работает с понедельника по пятницу с 7.00 часов до 19.00 часов, суббота, воскресенье – выходной.  На основании  статьи 65 Семейного Кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое обращение. Ребенок, которого в установленное время не забрали  родители, по существу остается без присмотра со стороны ответственных лиц. Такой ребенок отвечает критериям безнадзорного ребенка, так как согласно  ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его  воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (иных законных представителей).Такой безнадзорный ребенок подлежит передаче в правоохранительные органы. Порядок доставления ребенка в полицию, а также уведомление о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребенка родителями регулируется Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.10.2013 №845, и рядом других внутриведомственных приказов. При неоднократной передаче ребенка в правоохранительные органы встает вопрос о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями своих обязанностей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Согласно указаниям статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителями или одним из них, представляющими интересы несовершеннолетнего ребенка лицами обязанностей по его воспитанию или содержанию влечет к применению административной ответственности

Может ли воспитатель давать ребенку лекарственные средства по просьбе родителей?

Должностные обязанности воспитателя дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) определяются трудовым договором и должностной инструкцией. Должностные инструкции работников образования разрабатываются в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 Н, в котором обязанности воспитателя по организации и контролю приема лекартсвенных средств воспитанниками не предусмотрены.  Более того, систематизированный прием лекарственных средств по назначению медицинского работника является лечением. Согласно п.8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ( далее - Федеральный закон №323 - ФЗ) лечение- это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых поназначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. Медицинское вмешательство - это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую и др. направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (п.5 ст. 2 Федерального закона №323 - ФЗ). Таким образом, воспитатель ДОО не имеет полномочий по организации и контролю приема лекарственных средств воспитанниками, так как не является медицинским работником.

Сколько дней ребенок может отсутствовать в дошкольной образовательной организации без предоставления медицинской справки?

Согласно п.11.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, после перенесенного заболевания, а также отсутствия более пяти дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки.

  • В справке должны быть указаны: диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными.

Могут ли вместо родителей забирать воспитанников из дошкольной образовательной организации ближайшие родственники, а также несовершеннолетние родственники?

В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) участниками образовательных отношений являются:обучающиеся;родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;педагогические работники и их представители; организации, осуществляющие образовательную деятельность.Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребенка в образовательной организации (далее – ОО) исключительно за родителями или законными представителями. Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее – СК РФ) установлено, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ). При этом согласно ст. 67 СК РФ дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. Тем самым, бабушка и дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребенка, т.е. интересоваться успеваемостью в ОО, оказывать помощь в посещении ОО и пр. Таким образом, в случае, когда родители ребенка не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объеме, в частности, забрать ребенка из ДОО, они вправе частично передать свои полномочия иным родственникам (дедушкам и бабушкам ребенка, а также иным совершеннолетним родственникам).  При передаче ребенка доверенному лицу впервые работники ОО должны идентифицировать данное лицо, сравнив его паспортные данные со сведениями, указанными в заявлении родителей или в договоре. В случае отсутствия заявления родителей с вышеуказанными сведениями ОО не вправе передавать несовершеннолетнего посторонним лицам. Передача ребенка третьему лицу, не являющемуся законным представителем, является нарушением прав родителей со стороны ОО, за которое должностные лица ОО могут понести ответственность. 

Какие документы подтверждают регистрацию ребенка по месту пребывания / месту жительства?

Регистрацию ребенка по месту пребывания / месту жительства подтверждают: справкой о регистрации по месту жительства (форма № 9), утверженной Административным регламентом предоставления услуги по выдаче справки о регистрации, приложение №1 к распоряжению Жилищного комитета от 16.02.2012 №110-р; свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (форма № 8); свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма №3), утверждены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом ФМС России от 31 декабря 2017 года N 984.

Можно ли передавать воспитанников ГБДОУ несовершеннолетним?

В силу ст.64 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, без специальных полномочий. Согласно п.1 ст. 63 СК РФ Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии с п.1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена ст. 26 и 28 ГК РФ. В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители). Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Таким образом, за ребенка отвечают его законные представители. Переход ответственности возникает с момента передачи ребенка в ГБДОУ. С этого момента ответственность за ребенка возлагается на воспитателя и ГБДОУ. Воспитатель, в свою очередь, обязан после пребывания ребенка в ГБДОУ передать его только законным представителям. Передавать ребенка несовершеннолетним нельзя в силу того, что несовершеннолетний не приобрел дееспособность в полном объеме. Из этого следует, что нельзя возложить ответственность за одного ребенка на другого ребенка.

На что расходуется родительская плата за посещение детского сада?

Родительская плата в детском саду – оплата услуг по присмотру и уходу за детьми. Образовательная организация обеспечивает питание, хозяйственно-бытовое обслуживание, гигиену и режим дня ребенка. За оказание этих услуг учредитель устанавливает родительскую плату (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В родительскую плату учредитель не включает расходы, которые финансируют из средств бюджета:

  • на реализацию образовательной программы дошкольного образования;
  • содержание имущества образовательной организации.

Может ли здоровый ребенок из группы, закрытой на карантин, продолжать посещать детский сад?

Согласно п. 8 письма Роспотребнадзора от 12.09.2009 № 01/13438-9-23 "О неотложных мерах по недопущению распространения гриппа в дошкольных и общеобразовательных учреждениях" руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано при одновременном отсутствии в классе, группе или в дошкольном и общеобразовательном учреждениях более 20% детей, заболевших гриппом и острыми респираторными инфекциями, приостановить посещение детьми класса, группы или учреждения на срок не менее 7 дней. В соответствии с п. 3 ч. 1. ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае карантина, посещающего дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) ребенка в возрасте до 7 лет. Согласно п. 43 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее – Приказ Минздравсоцразития России № 624н) при карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим ДОО, выдается лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком, одному из работающих членов семьи (опекуну) на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). Таким образом, воспитанники ДОО, которые не болеют, не могут продолжать ходить в детский сад, если посещение их группы приостановлено в рамках карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). При этом один из родителей вправе получить листок нетрудоспособности от лечащего педиатра на весь период карантина.                                                                                                                               

Требования к организации работы ДОУ в период проведения вакцинации против полиомиелита.

Иммунизация детей против полиомиелита осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вакцинами, разрешенными к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке (пункт 8.1 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита»).

Пунктом 9.5 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» установлено, что в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок - 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.

Данное требование направлено на предупреждение инфицирования и заболевания незащищенного (не привитого) ребенка и, по существу, повторяет пункт 4.4 ранее действовавших санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1Л.2343-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 № 16 и проверенных на соответствие действующему законодательству в соответствующей части Верховным Судом Российской Федерации (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 № КАС11-328).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Формулировка пункта 9.5 СП 3.1.2951-11 не предусматривает отказ в приеме в лечебно-профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, однако обязывает указанные организации изолировать таких детей от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60 дней.

В целях обеспечения права на жизнь и здоровье ребенка, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также пунктом 2 статьи 6 Конвенции о правах ребенка, где указано, что «дети имеют неотъемлемое право на жизнь и здоровье», руководство детского учреждения должно предложить ребенку посещение другой группы, в которой вакцинация против полиомиелита не проводится.

Ребенок, не имеющий прививок против полиомиелита (незащищенный) может быть принят в любое другое детское учреждение при условии отсутствия риска для его здоровья, который возникает при его контакте с другими привитыми живой полиомиелитной вакциной детьми в течение 2-х месяцев с момента вакцинации. Обращаем внимание, что для привитых детей такой риск отсутствует.

Допуск незащищенного ребенка в детский коллектив, где заведомо имеется риск его заболевания, является прямым нарушением действующего федерального законодательства, в связи с чем в случае приема не привитого ребенка в детское дошкольное учреждение и его последующего заболевания вакциноассоциированным паралитическим полиомиелитом ответственные лица детского дошкольного учреждения, независимо от наличия заявлений от родителей об информировании о существующих рисках, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного просим своевременно информировать родителей, отказавшихся от прививок от полиомиелита для своего ребенка, с целью разъяснения законности изменений в образовательном маршруте детей.

Можно ли отказаться от постановки ребенку пробы Манту?

Родители вправе отказаться от проведения их детям пробы Манту. Для этого им необходимо подать соответствующее заявление. Однако для посещения необследованным ребенком образовательной организации потребуется справка врача-фтизиатра, такую справку необходимо предоставлять каждый год.

Основания для проведения пробы Манту Туберкулез - это инфекционное заболевание, входящее в Перечень социально значимых заболеваний, а также в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В целях профилактики туберкулеза и оказания противотуберкулезной помощи проводится комплекс мероприятий, направленных, в частности, на раннее выявление заболевания (абз. 2, 8, 9 ст. 1 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ; Перечни, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715).

Для выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры. Они представляют собой комплекс медицинских вмешательств с применением определенных методов обследования в зависимости от возраста обследуемого, например (п. 4 ст. 8 Закона N 77-ФЗ; п. 8 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров, утв. Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н):

  • для детей в возрасте от 1 года до 7 лет (включительно) - иммунодиагностика с применением аллергена бактерий с двумя туберкулиновыми единицами очищенного туберкулина в стандартном разведении;
  • для детей в возрасте от 8 до 14 лет (включительно) - иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении;
  • для детей в возрасте от 15 до 17 лет (включительно) - иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких).

Отказ от проведения пробы Манту ребенку

Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Для оказания помощи детям до 15 лет данное согласие должно быть выражено одним из родителей или иным законным представителем (п. п. 2, 3 ст. 7 Закона N 77-ФЗ).

Вместе с тем гражданин либо, если речь идет о ребенке младше 15 лет, один из его родителей или иной законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства. В

данном случае им должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа в доступной для них форме. Такой отказ оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в виде электронного документа (ч. 3, 4, 7 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Как правило, заявление об отказе оформляется по установленной форме. Ее выдают в организации, которая проводит пробу Манту.

Последствия отказа от проведения пробы Манту

Отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, временный отказ в приеме ребенка в образовательную организацию в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Однако иммунодиагностический тест на туберкулезную инфекцию (проба Манту, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным) профилактической прививкой не является и, соответственно, отказ от его проведения не вызывает указанные последствия (п. 2 ст. 5 Закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ; Решение Верховного Суда РФ от 18.04.2019 N АКПИ19-115).

Вместе с тем образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Таким образом, отсутствие обследования на туберкулезную инфекцию предполагает зачисление ребенка в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива (Клинические рекомендации, направленные Письмом Минздрава России от 07.04.2017 N 15-2/10/2-2343; ч. 4 ст. 3 Закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ).

В этом случае обеспечивается право на общее образование тех детей, чьи законные представители отказались от иммунодиагностики, и право на охрану здоровья иных детей, обучающихся в образовательной организации (Решение Верховного Суда РФ N АКПИ19-115).

При этом дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в образовательную организацию, если у них имеется заключение врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60; п. 1174 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467; Письмо Минздрава России от 08.04.2019 N 15-2/927-07).

Следует отметить, что с целью выявления проявлений туберкулезной инфекции у детей и подростков применяют различные методы иммунодиагностики. Так, при отказе родителей (законных представителей) ребенка от внутрикожных проб (проба Манту, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным) возможно назначение альтернативных методов обследования с целью исключения туберкулеза у ребенка (диагностические тесты in vitro - T-SPOT.TB, QuantiFERON(R)-TB Gold, обзорная рентгенограмма органов грудной клетки) (Клинические рекомендации).

При отказе от иммунодиагностики (любого иного метода, позволяющего исключить заболевание туберкулезом) врач-фтизиатр определяет возможность выдачи справки или медицинского заключения об отсутствии активной формы туберкулеза. Основаниями для их оформления являются (Клинические рекомендации):

· результаты скринингового обследования на туберкулез;

· результаты альтернативных методов обследования;

· результаты флюорографического обследования окружения ребенка давностью не более 6 месяцев;

· данные лучевых методов исследования органов грудной клетки;

· данные о контакте с больными туберкулезом;

· отсутствие или наличие у ребенка жалоб или симптомов, дающих основания подозревать заболевание туберкулезом.